Российская газета,
21 апреля 2015 г.
В космос без риска
667 просмотров
Космическая отрасль - одна из стратегически важных и перспективных в экономике России. Однако ряд неудач, аварии последних лет привели к негативным последствиям не только для космической и телекоммуникационной, но и для страховой отрасли: выросли тарифы на перестрахование. Больше всего аварий, повлёкших потерю нескольких российских, а также одного иностранного спутника, связано с ракетой-носителем «Протон-М».
В 2013 году во время запуска произошла полная гибель трех спутников «Глонасс-М». Запуск не был застрахован, и ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей. В 2014 году спутник «Экспресс-АМ4R» не вышел на целевую орбиту из-за аварии на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М». Основную часть страхового возмещения по аварии покрывала компания «Ингосстрах». Выплата по этому случаю вошла в число рекордных для российского рынка и составила 7,8 млрд рублей. О проблемах и перспективах развития отрасли страхования в сфере космической деятельности рассказал «РГ» вице-президент компании «Ингосстрах» Александр Подчуфаров.
Каково современное состояние рынка страхования космических рисков в России?
Александр Подчуфаров: Сегодня российский рынок страхования космических рисков достаточно развит. Можно застраховать фактически все риски, относящиеся к космической деятельности: космическую технику на этапе производства, доставки, подготовки, испытаний, запуска и орбитальной эксплуатации; гражданскую ответственность перед третьими лицами; потери дохода при эксплуатации космической техники. Емкость российского рынка, по нашим оценкам, его объем в части имущественных рисков составляет от 800 млн до 1,3 млрд рублей, а в части страхования ответственности - от 1,3 млрд до 2,6 млрд рублей. На российский рынок страхования космических рисков, безусловно, оказали влияние произошедшие аварии. Увеличение числа отказов российской техники создало существенную проблему. И с каждой новой аварией опасения растут. Вторая проблема - затянувшийся системный кризис в космической отрасли. Продолжающаяся реформа, изменение кадрового состава и назревшее техническое переоснащение предприятий - все эти факторы, характеризующие ситуацию в отрасли, отразились и на страховой сфере. Мы надеемся, что кадровые изменения в Роскосмосе будут способствовать повышению качества и надёжности космической техники. Третья проблема касается сложной политической и макроэкономической ситуации и связана с введением санкций в отношении российских компаний. Эти условия косвенно влияют на работу брокеров, размещающих крупные российские риски на Западе.
В чем сегодня выгода для андеррайтеров от страхования космических рисков?
Александр Подчуфаров: Если посмотреть на рынок космических рисков шире, то можно отметить, что он подвержен изменениям под влиянием различных факторов. Эти изменения влияют на ставки, емкость, убыточность рынка. Появляются новые ракеты-носители, космические аппараты, пилотируемые корабли, межпланетные станции и др. Всем этим технологическим новинкам присущи свои особенности, достоинства, недостатки. Аварии «Протон-М», произошедшие в последнее время, повлияли на изменение отношения страховщиков к страхованию космических рисков. Одни компании решили полностью отказаться от страхования «Протонов», другие заняли выжидательную позицию на ближайшие полгода - год. А третьи посчитали, что если они откажутся от страхования «протоновских» запусков, то потеряют около 30% рынка, и брокеры перестанут предлагать им программы, где кроме «Протонов» есть ещё «Союзы», «Зениты» и другие проекты. Одним словом, продвинутые андеррайтеры постараются в любом случае сохранить свое место на рынке, изменяя ставки, доли и используя другие доступные рыночные инструменты.
Судя по всему, космические проекты весьма затратные. Как проходит перестрахование рисков? Возникают ли сложности?
Александр Подчуфаров: Вопрос с перестрахованием всегда был непростым. Чем крупнее риск, тем сложнее его перестраховать, поскольку емкость рынка ограничена, и для космических рисков она сегодня варьируется в диапазоне от 700 до 800 млн долларов. Существенное влияние на процесс перестрахования оказывают качество технической презентации, надёжность ракеты-носителя и космического аппарата, подтверждённые практикой эксплуатации в предыдущие периоды. Перестраховщики также обращают внимание на то, насколько убыточным был прошлый финансовый год для того или иного андеррайтера. Все эти нюансы и сложности приходится учитывать при перестраховании космических рисков.
На протяжении нескольких лет поднимался вопрос об обязательном страховании космической деятельности и техники в России. Необходимо ли его вводить? Какие проекты сейчас страхуются в обязательном порядке?
Александр Подчуфаров: По федеральной космической программе сейчас страхуются практически все проекты и пилотируемые запуски, в том числе: «Союзы», «Прогрессы», ГЛОНАСС, а также космические аппараты мониторинга Земли и метеонаблюдений. Вопрос обязательного страхования космических рисков - чрезвычайно сложный. Это совсем не ОСАГО. В классическом понимании для обязательного страхования законодательно должны быть определены четкие условия и тарифы. Но каждый проект в космической отрасли уникален, и условия страхования определяются конкретно для каждого проекта, поэтому единые параметры здесь установить затруднительно. Кроме того, из-за ограниченности объёмов российского страхового рынка и огромных страховых сумм по проектам, разместить эти риски только в России невозможно, а международный рынок не будет подстраиваться под наши условия. Скорее можно говорить о вменённом страховании. Государство каждый год выделяет Роскосмосу субсидии на страхование ФКП, и размер этих субсидий зависит от состава космических проектов, которые должны быть запущены в текущем году, и опасений правительства потерять деньги в результате аварийных запусков. В прошлом году минфин выделил Роскосмосу на 2014 год дополнительно 1,7 млрд рублей. Сейчас этот процесс осуществляется в режиме ручного управления, но представляется необходимым определить порядок на законодательном уровне. В таком случае субсидии вносились бы в ежегодный финансовый план Роскосмоса.
Разработка концепции космического страхования стала одним из главных проектов последних лет. Какие основные принципы, на ваш взгляд, должны быть включены в новую концепцию?
Александр Подчуфаров: Самым главным, с моей точки зрения, является принцип обеспечения страховой защиты запусков космических аппаратов в рамках ФКП. Это касается космических аппаратов мониторинга Земли, навигации, связи, телевещания, научных исследований, межпланетных полетов и гордости всех россиян - пилотируемой программы. Вторым принципом является оптимизация затрат государства на защиту своих имущественных интересов, сочетание страхования космических проектов с созданием необходимого резерва ракет-носителей и космических аппаратов.
Матвей СОКОЛОВ
Вся пресса за 21 апреля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Тенденции, Космическое страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
10 октября 2025 г.

|
|
ГТРК Кубань, 10 октября 2025 г.
Больше страховых возмещений стали выплачивать на Кубани

|
|
РБК.Черноземье, 10 октября 2025 г.
Выплаты по агрострахованию в Черноземье достигли почти 500 млн руб.

|
|
ГТРК Кострома, 10 октября 2025 г.
Костромичка стала жертвой мошенников при попытке получить электронный полис ОМС

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Рынок коммерческого страхования становится все более благоприятным для покупателей

|
|
ЮГА.ру, Краснодар, 10 октября 2025 г.
Регионы Северного Кавказа вышли в лидеры по мошенничеству с ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 октября 2025 г.
Южнокорейские страховщики конкурируют за эксклюзивные ниши — от деменции до задержек метро

|
|
Российская газета онлайн, 10 октября 2025 г.
Основные различия между полисами ОМС и ДМС. Что нужно знать

|
|
auto.mail.ru, 10 октября 2025 г.
Названы регионы с повышенным риском мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Business FM Кубань, 10 октября 2025 г.
На «Финополисе» рассказали о грядущих изменениях в ОСАГО

|
|
Реальное время, Казань, 10 октября 2025 г.
С шестикратным ростом рынка до 66 млрд рублей на пороге реформ ОСАГО и ОМС

|
|
ГТРК Татарстан, 10 октября 2025 г.
Объем страховых премий в Татарстане за 19 лет увеличился на 55 млрд рублей

|
|
Татар-информ, Казань, 10 октября 2025 г.
Татарстан лидирует в ПФО по страховым сборам за первое полугодие

|
|
Интерфакс, 10 октября 2025 г.
РСА отнес 10 регионов РФ к зоне повышенного риска мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«От всех рисков»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
«Страховщики — амбассадоры превентивной медицины»

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Страховка на час

|
|
Коммерсантъ, приложение, 10 октября 2025 г.
Радость клиента — боль страховщика

|
 Остальные материалы за 10 октября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|